Главное меню:
6.2.2. Зимнее содержание дорог
Зимнее содержание представляет собой комплекс мероприятий, включающий защиту дорог от снежных заносов, очистку от снега, борьбу с зимней скользкостью, наледями. Чтобы создать наилучшие условия для движения автомобилей, проводят:
1) профилактические меры, цель которых - не допустить или максимально ослабить образование снежных и ледяных отложений (уменьшение снегозаносимости дорог, обработка покрытий химическими противогололедными веществами);
2) защитные меры для преграждения доступа к дороге снега и ледяных отложений;
3) меры по удалению уже возникших снежных и ледяных отложений, уменьшению их воздействия на автомобильное движение.
При толщине слоя снега на покрытии от 2 до 20 мм в зависимости от его температуры и влажности условия движения становятся трудными. Грузовые автомобили могут двигаться, если толщина рыхлого снега - от 80 до 120 мм. При толщине рыхлого снега 2...5 мм или наличии уплотненного слоя нормальные условия для движения создаются только на подъемах в 10...30‰.
Высший уровень зимнего содержания - это обеспечение чистой сухой поверхности, когда слой снега на покрытии во время метелей и снегопадов не превышает 5 мм, а срок его удаления не превышает 1 часа после окончания снегопада. По уровню зимнего содержания все дороги делят на три группы:
1) чистые на всю ширину проезжей части;
2) с чистой серединой проезжей части;
3) с уплотненным снегом на проезжей части.
При спокойных снегопадах на дорогах образуются сравнительно равномерные отложения небольшой плотности (0,07...0,15 г/см) и малой толщины (в большинстве случаев - от 10 до 50 мм, реже - от 60 до 150 мм).
При метелях на дорожном полотне образуются заносы - отложения снега, принесенного ветром, существенным отличием которых является большая толщина и плотность, затрудняющие их удаление. Плотность заносов значительная - от 0,20 до 0,35 г/см и более. В нулевых отметках снежные заносы бывают толщиной 0,6...1,0 м. В выемках они могут достигать 5...6 м.
Главные причины снежных заносов - это снижение скорости ветра, повышенная шероховатость и наличие микронеровностей.
Главными мерами, обеспечивающими незаносимость насыпей, являются подъем земляного полотна до незаносимой отметки и придание поперечному профилю дороги обтекаемого для снеговетрового потока очертания. Высота незаносимой насыпи определяется из выражения:
где - расчетная высота снежного покрова с вероятностью превышения 5 %, м;
- возвышение над снежным покровом, обеспечивающее незаносимость насыпи, м, зависит от ширины земляного полотна.
Для уменьшения снегозаносимости выемок рекомендуются следующие меры:
1) в выемках глубиной до 1 м устраивать более пологие уклоны от 1 : 5 до 1 : 10;
2) в выемках глубиной от 1 до 5 м с крутыми откосами устраивать дополнительные полки шириной не менее 4 м для проезда роторных снегоочистителей (в выемках глубже 5 м дополнительные полки не требуются).
Для защиты дорог от снежных заносов применяют снегозадерживающие устройства и высаживают снегозащитные насаждения, которые работают по принципу ослабления скорости ветра и осаждения снеговой массы на определенном расстоянии от дороги. К снегозадерживающим устройствам относятся переносные щиты, снегозадерживающие заборы, снегозащитные устройства из снега или местных материалов. Расстояние установки от дороги одиночных щитовых линий назначают с учетом объема снегоприноса: оно составляет 30...60 м. Максимальное удаление одиночных щитовых линий не должно превышать 100 м.
Снегозащитные насаждения должны удовлетворять следующим требованиям:
1) соответствие их конструкции и размещения объему приносимого к дороге снега;
2) достаточное расстояние от посадок до дороги, чтобы снежный шлейф не мог выйти на нее.
Насаждения для защиты автомобильных дорог от снежных заносов создают в виде живых изгородей или лесных полос.