Главное меню:
2. ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
2.1. Виды работ, выполняемые при сооружении
При возведении земляного полотна проводятся следующие работы:
1) подготовительные;
2) основные по возведению насыпи и разработке выемок;
3) отделочные.
Подготовительные работы предусматривают проведение следующих видов работ: восстановление трассы, отвод и закрепление земель на постоянное и временное пользование, расчистка полосы отвода, разбивочные работы, устройство водоотводных канав.
Основные работы - это непосредственная разработка выемок и отсыпка насыпей. При выполнении этих работ осуществляются такие процессы, как рыхление и копание грунта, его транспортирование в места отсыпки, распределение и уплотнение.
Отделочные работы заключаются в планировке поверхности земляного полотна, укреплении от размыва водой канав и откосов насыпей и выемок, восстановлении растительного слоя на землях, отводившихся во временное пользование.
Помимо вышеуказанных работ в районах со сложными условиями, например, на болотах, выполняют дополнительные работы по удалению торфа, устройству изолирующих прослоек и др.
Все земляные работы выполняют с помощью различных машин, которые подбирают таким образом, чтобы обеспечить высокое качество и наиболее эффективное использование каждой машины. Выбор машин для различных условий и технологических процессов производят на основании расчетов сравниваемых вариантов. При этом необходимо учитывать объемы работ и сроки их выполнения.
Используемые на строительстве автомобильных дорог машины и оборудование можно разделить на следующие группы:
1) машины для подготовительных работ – трелевочные тракторы, бензо- и электропилы, кусторезы, корчеватели, рыхлители, погрузчики;
2) машины для земляных работ – скреперы, бульдозеры, грейдер-элеваторы, прицепные грейдеры, автогрейдеры, канавокопатели, экскаваторы;
3) машины для уплотнения грунтов и дорожных покрытий – прицепные кулачковые и гладкие катки, катки на пневматических шинах, самоходные гладкие катки, виброкатки, виброплиты;
4) машины для улучшения оснований – фрезы, грунтосмесительные машины, распределители каменной мелочи и минеральных вяжущих;
5) машины для постройки асфальтобетонных покрытий – автогудронаторы, битумовозы, асфальтобетонные смесители, асфальтоукладчики, распределители битума;
6) машины и оборудование для приготовления бетонных смесей – бетономешалки, бетоносмесительные установки, бетоноукладчики;
7) машины для добычи и переработки строительных материалов – грохоты, транспортеры, камнедробилки и др.;
8) оборудование для постройки мостов и труб – лебедки, домкраты, насосные станции, копры, вибраторы и др.
Выбор машин можно производить в зависимости от годового объема земляных работ, расстояния транспортирования грунта, вида работ и условий их выполнения (табл. 2.1).
Основными технико-экономическими показателями, устанавливающими приоритетность применения типа машин, являются: стоимость работ, затраты энергии, выработка на одного рабочего.
Стоимость работ зависит от времени работы машины, затраченного на выполнение объема работ:
где С - стоимость единицы работ, руб./м;
I - время работы каждого вида машины, необходимое для выполнения всего объема работ, маш.-смен;
М - стоимость машино-смены соответственно каждой из машин, занятых на работах, руб.;
V - объем земляных работ на объектах, м.
Энергоемкость работ устанавливают по затраченной работе, приходящейся на единицу объема земляных работ:
где Э - энергоемкость продукции, Дж/м;
N - мощность двигателей машин, Вт.
Выработку на одного рабочего определяют по затратам труда на выполнение работ:
где В - выработка на одного рабочего, м/чел.-дн.;
U - время работы рабочих по каждому технологическому процессу, чел.-дн.
Рекомендуемые типоразмеры дорожных машин
Таблица 2.1