Главное меню:
5.2.2. Требования к материалам бетонной смеси
В качестве вяжущего материала в дорожных бетонах для покрытий автомобильных дорог применяется портландцемент бездобавочный или с минеральной добавкой гранулированного доменного шлака. Марка такого цемента может быть 400 или 500, начало схватывания должно наступать не ранее чем через 2 ч после затворения. Кроме того, для цемента, используемого в смесях, укладываемых в покрытия дорог, обязательны ограничения по содержанию в цементном клинкере трехкальциевого алюмината (не более 8%) и количеству гранулированного доменного шлака (не более 15%). Эти ограничения не относятся к цементу для дорожных оснований, т.к. для них допускается применять портландцементы с любыми минеральными добавками марок 300...500.
В качестве мелкого заполнителя для дорожного бетона используют природные и дробленые пески. При этом количество зерен крупнее 5 мм не должно превышать 10% от массы, а количество зерен крупнее 10 мм - 0,5%. Пески с модулем крупности от 1,5 до 2,0 (мелкие пески) рекомендуется применять в бетонах для оснований, а с модулем крупности 2,2...2,5 (средние) и крупные пески - в бетонах для покрытий.
В качестве крупного заполнителя дорожных бетонов применяют щебень, получаемый при дроблении горных пород, и гравий. Наименьшая крупность щебня (гравия) составляет 5 мм, однако при использовании в качестве мелкого заполнителя мелких песков допускается 3 мм. Наибольшая крупность щебня (гравия) в дорожном бетоне применяется 40 мм. Сортировка щебня на 2...3 фракции и дозировка по фракциям обеспечивают постоянство состава цементобетона, тем самым способствуя повышению его прочности.
При выборе мелкого и крупного заполнителей для бетона необходимо принимать во внимание его петрографическую характеристику, содержащую сведения о вредных примесях, реакционноспособных породах и минералах - пирите и других сульфидах; гипсе; ангидрите и других сульфатах; магнетите, гематите и других окислах и гидроокислах железа; халцедоне, кремнии, слюде и гидрослюде, галлоидных соединениях, асбесте, нефелине и других примесях.
Улучшение свойств бетона достигается введением в бетонную смесь добавок:
пластифицирующих - концентрата сульфитно-дрожжевой бражки (СДБ) в количестве 0,15...0,25% от массы цемента;
воздухововлекающих - мылонафта, абиетиновой смолы, нейтрализованной в количестве 0,02...0,03% от массы цемента;
воздухововлекающего и пластифицирующего действия - крем-нийорганических полимеров (ГКЖ) в количестве 0,1...0,2% от массы цемента;
комплексных, составленных на основе вышеперечисленных.
Добавки вводят в бетонную смесь в водных растворах в процессе ее затворения. Они повышают удобоукладываемость, морозостойкость, стойкость против хлористых солей, ускоряют сроки твердения.
Вода для дорожного бетона должна удовлетворять следующим требованиям: окисляемость - не более 15 мг/л; водородный показатель - не менее 4 и не более 12,5; содержание органических поверхностно-активных веществ - не более 10 мг/л; отсутствие пленок нефтепродуктов, а также примесей, нарушающих сроки схватывания и твердения цементного теста.