Главное меню:
1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
1.1. Классификация автомобильных дорог
Автомобильная дорога - это комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения автомобилей. В зависимости от интенсивности их движения автомобильные дороги подразделяют на 5 категорий (СНиП 2.05.02-85) (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Классификация автомобильных дорог
Автомобильные дороги категории подразделяют на два вида:
Iа - скоростные дороги (автомобильные магистрали), проходящие в обход городов и населенных пунктов. Имеют пересечение с автомобильными и железными дорогами только в разных уровнях. Транспортные развязки на них должны обеспечивать въезд и выезд без пересечения потоков движения в одном уровне.
I б - подъезды к крупным транспортным узлам, туристским центрам, предназначенные для движения автомобилей с высокими скоростями. Имеют пересечения в различных уровнях с дорогами II и III категории и с железными дорогами; вместе с тем, допускается примыкание дорог III категории в одном уровне.
Интенсивность движения - это количество автомобилей и других транспортных средств, проходящих через определенное сечение дороги в обоих направлениях в единицу времени (час, сутки). Расчетная интенсивность - это среднегодовая суточная интенсивность движения на последний год перспективного периода, установленного для дорог общей сети равным 20 годам. Расчетная интенсивность в физических транспортных единицах принимается в случае, когда легковые автомобили составляют менее 30% общего транспортного потока. Для приведения интенсивности движения транспортных средств к легковому автомобилю существуют коэффициенты приведения, которые изменяются от 0,5 - для мотоциклов до 6,0 - для автопоездов грузоподъемностью свыше 30 т.
Автомобильные дороги IIIкатегорий прокладывают в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним. Когда по технико-экономическим расчетам установлена целесообразность про-ложения дорог 1...IIIкатегорий через населенные пункты, их проектируют в соответствии с требованиями СНиП.
Основным нормативным документом на проектирование автомобильных дорог являются Строительные нормы и правила "Автомобильные дороги" (СНиП 2.05.02-85), которые распространяются на вновь строящиеся и реконструируемые автомобильные дороги и не распространяются на проектирование временных (сооружаемых на срок службы менее 5 лет) внутрихозяйственных дорог.
Искусственные сооружения на автомобильных дорогах проектируют в соответствии с требованиями Строительных норм и правил "Мосты и трубы" (СНиП 2.05.03-84).
Автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автотранспортных средств с осевыми нагрузками: до 100 кН - по дорогам I...IV категорий, до 60 кН - по дорогам V категории.
Поскольку интенсивность движения зависит от скорости транспортных средств, для проектирования элементов дороги (плана, продольного и поперечного профилей) принимают расчетные скорости, т.е. максимальную скорость одиночных автомобилей, обеспечивающую безопасность движения при нормальных погодных условиях. Основные расчетные скорости составляют от 150 км/ч -для категории I а до 60 км/ч - для категории V.
Выбор типа дорожной одежды и материала покрытия производят в соответствии с таблицей 1.2.
Таблица 1.2
Тип дорожной одежды |
Вид покрытия, материал и способ укладки |
Категория дороги |
1 |
2 |
3 |
Капитальный |
Монолитный цементобетон |
I а, I б, I в, II-V |
Сборный железобетон |
IV, V |
|
Асфальтобетон, щебеночно-мастичный, асфальтобетон из плотных смесей марки I, укладываемый в горячем и теплом состоянии |
I а, I б, I в, II |
|
Асфальтобетон из плотных смесей марки II, укладываемый в горячем и теплом состоянии |
III, IV |
|
Облегченный |
Асфальтобетон из плотных смесей марки I, укладываемый в холодном состоянии |
III, IV |
Асфальтобетон из плотных смесей марки III, укладываемый в горячем и теплом состоянии; марки II, укладываемый в холодном состоянии; каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, на дороге, пропитке (полупропитке); органоминеральные смеси |
IV, V |
|
Переходной |
Щебеночное покрытие из щебнепрочных пород, устроенное по способу заклинки без применения вяжущих; грунты и малопрочные каменные материалы, укрепленные вяжущими; мостовые, щебеночно-гравийно-песчаные смеси |
IV, V |
Нисший |
Грунты, укрепленные или улучшенные различными местными материалами |
V |