Paragraph 1.3

Технология дорожного строительства


Перейти к содержанию

Paragraph 1.3

1.3. Геометрические элементы автомобильной дороги в поперечном профиле


Поперечным профилем называют сечение дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к ее продольной оси, представленное на чертеже. В зависимости от рельефа местности дорогу размещают выше поверхности земли - в насыпи - или ниже ее поверхности - в выемке (рис. 1.1).

Полосу дороги, в пределах которой движутся автомобили, называют
проезжей частью. Ее укрепляют различными материалами, создавая на всем протяжении дорожную одежду в виде прочной многослойной конструкции определенной толщины.


Рис. 1.1. Основные элементы дороги в поперечном профиле


Прилегающие к проезжей части полосы называют обочинами. Они создают боковой упор для дорожной одежды и используются для временной стоянки транспортных средств.

Насыпь
- инженерное сооружение из насыпного грунта, в пределах которого вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли.

Проезжая часть и обочины, располагаемые в верхней части насыпи, примыкают к прилегающей местности правильно спланированными наклонными плоскостями -
откосами. Крутизна откосов назначается в зависимости от высоты насыпи или глубины выемки из соображений незаносимости снегом земляного полотна, гармоничного сочетания с прилегающим ландшафтом, обеспечения безопасности движения, устойчивости откосов и экономической целесообразности.

Откосы могут иметь переменную крутизну, при этом для обеспечения устойчивости на откосах высоких насыпей и глубоких выемок могут устраиваться горизонтальные или слегка наклонные полки (шириной 2...3 м), называемые бермами. Крутизна откоса характеризуется коэффициентом заложения, который определяется как отношение высоты откоса h к его горизонтальной проекции – заложению l.

В боковых канавах различают внутренний и внешний откос. Линию сопряжения поверхности обочин и откосов насыпи называют
бровкой, расстояние между бровками - шириной земляного полотна. По бровке определяют рабочую отметку земляного полотна.

Резерв
- это территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которой грунт используют для отсыпки насыпи автомобильной дороги. Резерв закладывают вблизи строящейся дороги непосредственно у основания насыпи с одной или двух ее сторон либо с нагорной стороны, а в случае невозможности этого - вдали от дороги на определенном участке сосредоточенного грунтового карьера.

Выемка
- это земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю; при этом поверхность земляного полотна располагается ниже поверхности земли.

Боковая канава
(кювет) - это канава с поперечными сечениями лоткового, треугольного или трапециевидного профиля, располагаемая вдоль земляного полотна, предназначенная для сбора и отвода поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности. По назначению и конструкции боковые канавы могут быть нагорные, перехватывающие и поперечные.

Нагорная канава
отрывается с нагорной стороны дороги для перехвата стекающей по склону воды и отвода ее от дороги.

Перехватывающая канава
сооружается в виде сети канав, прокладываемых под острым углом к направлению движения оползня, с бетонированием их дна и стенок.

Поперечная канава
сооружается для отвода воды при ожидаемом большом ее скоплении и спуска из боковых канав в сторону от земляного полотна.

Банкет
- это сооружение правильной формы (трапециевидного или треугольного сечения) из грунта, отсыпаемого вдоль верхней бровки выемки для ограждения и защиты ее откосов от размыва поверхностными водами.

Кавальер - земляное сооружение правильной формы, образуемое вдоль дороги при разработке выемки в отвал.

Полоса отвода - полоса земли, на которой размещаются автомобильная дорога и все ее сооружения. Нормируется в зависимости от категории дороги.

Обрез
- часть полосы отвода, заключенная между подошвой насыпи (внешней бровкой выемки) и границей полосы отвода.

На автомагистралях проезжую часть устраивают раздельно для обеспечения движения автомобилей в каждом направлении, предусматривая сооружение между ними
разделительной полосы. Для обеспечения стока воды с верхней части земляного полотна проезжей части обочинам придают поперечные уклоны в обе стороны от оси дороги (при двускатном профиле) или в одну сторону (при односкатном профиле). Поперечные и продольные уклоны автомобильных дорог обозначаются в промилле (‰), т.е. в десятых долях процента. Поперечный уклон обочин должен быть на 10...30 ‰ больше уклона проезжей части. Поэтому при уклоне проезжей части 15...20 ‰ на дорогах с обочинами, укрепленными вяжущими веществами, поперечный уклон принимают 30...40 ‰; гравием, щебнем, шлаком или бетонными плитами, - 40...60 ‰; дерном или засевом трав - 50...60 ‰.

Для автомобильных дорог общего пользования ширину проезжей части земляного полотна устанавливают в зависимости от категории дороги и расчетной интенсивности движения (табл. 1.2).


Таблица 1.2

Ширина проезжей части и земляного полотна


Показатели

Категории дорог

I а

I б

II

III

IV

V

1

2

3

4

5

6

7

Число полос движения

4; 6; 8

4; 6; 8

2

2

2

1

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,75

3,5

3,0

-

Ширина проезжей части, м

2х7,5
2х11,25
2х15

2х7,5
2х15

7,5

7,0

6

4,5

Ширина обочины, м

3,75

3,75

3,75

2,5

2

1,75

Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м

0,75

0,75

0,75

0,5

0,5

-

Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м

6

5

       

Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м

1

1

       

Ширина земляного полотна, м

28,5
36,0
43,5

27,5
35,0

15

12

10

8

Main | Contents | Introducing | Paragraph 1.1 | Paragraph 1.2 | Paragraph 1.3 | Paragraph 1.4 | Paragraph 1.5 | Paragraph 1.6 | Paragraph 1.7 | Paragraph 1.8 | Paragraph 1.9 | Paragraph 1.10 | Paragraph 1.11 | Paragraph 1.12 | Paragraph 2.1 | Paragraph 2.2 | Paragraph 2.3 | Paragraph 2.4 | Paragraph 2.5 | Paragraph 2.6 | Paragraph 2.7 | Paragraph 3.1 | Paragraph 3.2 | Paragraph 3.2.1 | Paragraph 3.2.2 | Paragraph 3.2.3 | Paragraph 3.2.4 | Paragraph 3.3 | Paragraph 3.4.1 | Paragraph 3.4.2 | Paragraph 3.5 | Paragraph 4.1 | Paragraph 4.2.1 | Paragraph 4.2.2 | Paragraph 4.3.1 | Paragraph 4.3.2 | Paragraph 4.3.3 | Paragraph 4.4.1 | Paragraph 4.4.2 | Paragraph 4.4.3 | Paragraph 4.4.4 | Paragraph 5.1 | Paragraph 5.2.1 | Paragraph 5.2.2 | Paragraph 5.3.1 | Paragraph 5.3.2 | Paragraph 5.4.1 | Paragraph 5.5 | Paragraph 5.6 | Paragraph 6.1.1 | Paragraph 6.1.2 | Paragraph 6.2.1 | Paragraph 6.2.2 | Literature | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Hosted by uCoz