Главное меню:
1.3. Геометрические элементы автомобильной дороги в поперечном профиле
Поперечным профилем называют сечение дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к ее продольной оси, представленное на чертеже. В зависимости от рельефа местности дорогу размещают выше поверхности земли - в насыпи - или ниже ее поверхности - в выемке (рис. 1.1).
Полосу дороги, в пределах которой движутся автомобили, называют проезжей частью. Ее укрепляют различными материалами, создавая на всем протяжении дорожную одежду в виде прочной многослойной конструкции определенной толщины.
Рис. 1.1. Основные элементы дороги в поперечном профиле
Прилегающие к проезжей части полосы называют обочинами. Они создают боковой упор для дорожной одежды и используются для временной стоянки транспортных средств.
Насыпь - инженерное сооружение из насыпного грунта, в пределах которого вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли.
Проезжая часть и обочины, располагаемые в верхней части насыпи, примыкают к прилегающей местности правильно спланированными наклонными плоскостями - откосами. Крутизна откосов назначается в зависимости от высоты насыпи или глубины выемки из соображений незаносимости снегом земляного полотна, гармоничного сочетания с прилегающим ландшафтом, обеспечения безопасности движения, устойчивости откосов и экономической целесообразности.
Откосы могут иметь переменную крутизну, при этом для обеспечения устойчивости на откосах высоких насыпей и глубоких выемок могут устраиваться горизонтальные или слегка наклонные полки (шириной 2...3 м), называемые бермами. Крутизна откоса характеризуется коэффициентом заложения, который определяется как отношение высоты откоса h к его горизонтальной проекции – заложению l.
В боковых канавах различают внутренний и внешний откос. Линию сопряжения поверхности обочин и откосов насыпи называют бровкой, расстояние между бровками - шириной земляного полотна. По бровке определяют рабочую отметку земляного полотна.
Резерв - это территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которой грунт используют для отсыпки насыпи автомобильной дороги. Резерв закладывают вблизи строящейся дороги непосредственно у основания насыпи с одной или двух ее сторон либо с нагорной стороны, а в случае невозможности этого - вдали от дороги на определенном участке сосредоточенного грунтового карьера.
Выемка - это земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю; при этом поверхность земляного полотна располагается ниже поверхности земли.
Боковая канава (кювет) - это канава с поперечными сечениями лоткового, треугольного или трапециевидного профиля, располагаемая вдоль земляного полотна, предназначенная для сбора и отвода поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности. По назначению и конструкции боковые канавы могут быть нагорные, перехватывающие и поперечные.
Нагорная канава отрывается с нагорной стороны дороги для перехвата стекающей по склону воды и отвода ее от дороги.
Перехватывающая канава сооружается в виде сети канав, прокладываемых под острым углом к направлению движения оползня, с бетонированием их дна и стенок.
Поперечная канава сооружается для отвода воды при ожидаемом большом ее скоплении и спуска из боковых канав в сторону от земляного полотна.
Банкет - это сооружение правильной формы (трапециевидного или треугольного сечения) из грунта, отсыпаемого вдоль верхней бровки выемки для ограждения и защиты ее откосов от размыва поверхностными водами.
Кавальер - земляное сооружение правильной формы, образуемое вдоль дороги при разработке выемки в отвал.
Полоса отвода - полоса земли, на которой размещаются автомобильная дорога и все ее сооружения. Нормируется в зависимости от категории дороги.
Обрез - часть полосы отвода, заключенная между подошвой насыпи (внешней бровкой выемки) и границей полосы отвода.
На автомагистралях проезжую часть устраивают раздельно для обеспечения движения автомобилей в каждом направлении, предусматривая сооружение между ними разделительной полосы. Для обеспечения стока воды с верхней части земляного полотна проезжей части обочинам придают поперечные уклоны в обе стороны от оси дороги (при двускатном профиле) или в одну сторону (при односкатном профиле). Поперечные и продольные уклоны автомобильных дорог обозначаются в промилле (‰), т.е. в десятых долях процента. Поперечный уклон обочин должен быть на 10...30 ‰ больше уклона проезжей части. Поэтому при уклоне проезжей части 15...20 ‰ на дорогах с обочинами, укрепленными вяжущими веществами, поперечный уклон принимают 30...40 ‰; гравием, щебнем, шлаком или бетонными плитами, - 40...60 ‰; дерном или засевом трав - 50...60 ‰.
Для автомобильных дорог общего пользования ширину проезжей части земляного полотна устанавливают в зависимости от категории дороги и расчетной интенсивности движения (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Ширина проезжей части и земляного полотна
Показатели |
Категории дорог |
|||||
I а |
I б |
II |
III |
IV |
V |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Число полос движения |
4; 6; 8 |
4; 6; 8 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Ширина полосы движения, м |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
3,5 |
3,0 |
- |
Ширина проезжей части, м |
2х7,5 |
2х7,5 |
7,5 |
7,0 |
6 |
4,5 |
Ширина обочины, м |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
2,5 |
2 |
1,75 |
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,5 |
0,5 |
- |
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м |
6 |
5 |
||||
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м |
1 |
1 |
||||
Ширина земляного полотна, м |
28,5 |
27,5 |
15 |
12 |
10 |
8 |