Главное меню:
3.4.2. Устройство защитных слоев износа по мембранной технологии
Слой износа - верхний тонкий слой дорожного покрытия (до 3 см), обладающий высокой шероховатостью и водонепроницаемостью. Может устраиваться одновременно со строительством покрытия дорожной одежды или через определенное время (3...6 лет). Основное назначение - предохранение материала дорожного покрытия от непосредственного воздействия погодно-климатических факторов и транспортной нагрузки и продление тем самым срока его службы.
Защитные слои износа на цементобетонном покрытии устраивают по трещинопрерывающей прослойке из битумополимерного вяжущего в виде:
1) двойной или одиночной поверхностной обработки;
2) тонкого защитного слоя из мелкозернистого асфальтобетонана модифицированном битуме.
Для устройства трещинопрерывающей прослойки - мембраны используется битумополимерное вяжущее с содержанием полимера класса «стирол-бутадиен-стирол» - 5...6% по массе.
Для одиночной поверхностной обработки используется щебень фракций: 6...9 мм, 9...12 мм, 5...10 мм, 10...15 мм; для двойной: первая россыпь - 10...15 мм или 9...12 мм, вторая-3...5 мм или 4...6 мм.
Технология устройства защитных слоев в виде поверхностных обработок включает следующие технологические операции.
При одиночной поверхностной обработке:
1) подготовительные работы;
2) подгрунтовка;
3) устройство трещинопрерывающей мембраны (распределение битумополимерного вяжущего);
4)распределение щебня;
5) уплотнение щебня;
6) уход за покрытием.
При двойной поверхностной обработке:
1) подготовительные работы;
2) подгрунтовка;
3) устройство трещинопрерывающей мембраны (первый розлив битумополимерного вяжущего);
4) первая россыпь щебня;
5) уплотнение щебня;
6) второй розлив битумополимерного вяжущего;
7) вторая россыпь щебня;
8) уплотнение щебня;
9) уход за покрытием.
Подготовительные работы включают в себя герметизацию деформационных швов, очистку покрытия от пыли и грязи, ликвидацию ям и выбоин.
Подгрунтовка осуществляется катионными битумными эмульсиями при норме расхода 0,5...0,6 л/м или жидкими битумами при норме расхода 0,2...0,3 л/м
.
Устройство трещинопрерывающей мембраны производится при температуре не ниже +15°С с помощью автогудронатора путем распределения по бетонной поверхности битумополимерного вяжущего с расходом 1,5...1,6 л/м. Температура вяжущего должна быть в пределах 175...185°С.
При устройстве одиночной поверхностной обработки после нанесения мембраны осуществляется россыпь холодного щебня одной из фракций: 6...9 мм, 9...12 мм, 5...10 мм, 10...15 мм, обработанного битумом в количестве 0,4...0,6% от массы щебня в асфальтосмесительной установке.
Норма распределения обработанного щебня составляет:
для щебня фракции 5...10 мм - 11,5...13,5 кг/м;
для щебня фракции 6...9 мм - 11,0... 13,5 кг/м;
для щебня фракции 9...12 мм - 14,0...17,0 кг/м;
для щебня фракции 10...15 мм - 13,0...18,0 кг/м.
При двойной поверхностной обработке первая россыпь щебня осуществляется фракцией 10...15 мм (9...12 мм) при норме 13...18 кг/м (14...17 кг/м
).
После выполнения работ по уплотнению производится повторный розлив битумоминерального вяжущего с нормой расхода 0,8...1,0 л/м и рапределение щебня фракции 4...6 мм (3...5 мм) при норме расхода 9...11 кг/м
(8...10 кг/м
).
Уплотнение щебня при одиночной поверхностной обработке и для первой россыпи щебня при двойной обработке производится с помощью пневмокатка весом 5...8 т за 3...5 проходов, второй россыпи - с помощью пневмокатка весом 5...8 т за 5...8 проходов.
Через 2...3 часа после уплотнения производится уход за покрытием путем очистки его механическими щетками от незакрепившегося щебня.
Технология устройства тонкослойного асфальтобетона включает следующие технологические операции:
1) подготовительные работы;
2) подгрунтовку;
3) устройство трещинопрерывающей мембраны;
4) распределение щебня фракции 10...15 мм;
5) уплотнение щебня;
6) устройство защитного тонкого слоя из мелкозернистого асфальтобетона;
7) уплотнение асфальтобетона.
Подготовительные работы и подгрунтовка производятся, как при поверхностной обработке.
При устройстве трещинопрерывающей мембраны расход битумополимерного вяжущего составляет 2,5...2,8 л/м.
После устройства трещинопрерывающей мембраны производится распределение технологического слоя щебня, обработанного битумом, фракции 10...15 мм с расходом 8...10 кг/м, служащего для обеспечения сплошности мембраны при передвижении асфальтоукладчика.
Устройство защитного слоя осуществляется асфальтоукладчиком на всю ширину покрытия. Температура асфальтобетонной смеси на технологических этапах должна быть:
при выходе из смесителя - 175...180°С;
при укладке - 150...160°С;
при уплотнении - 120...130°С.
Уплотнение смеси осуществляется гладковальцовыми катками массой 8...10 т. Количество проходов должно составлять 5...8.
Конструкции защитных слоев представлены на рис. 3.8.
Рис. 3.8. Конструкции защитных слоев, устраиваемых по мембранной технологии