Paragraph 5.6

Технология дорожного строительства


Перейти к содержанию

Paragraph 5.6

5.6. Сборные покрытия из бетонных плит


Дорожные покрытия из сборных плит имеют некоторые отличительные особенности от монолитных покрытий:
1) плиты изготавливаются в производственных условиях круглый год, что позволяет соблюдать необходимые требования к процессу твердения, а следовательно, получать более качественную продукцию;
2) процесс строительства дорожного покрытия заключается в сборке готовых элементов, их фиксации по стыкам и омоноличивании швов, что позволяет вести строительство, невзирая на погодные условия и сезоны года;
3) отпадает необходимость в строительстве полевых цементобетонных заводов, складов и других сооружений;
4) по покрытиям из сборных плит можно открывать движение сразу после их укладки;
5) невозможно обеспечить требуемую ровность покрытия из-за большого количества швов;

6) требуется повышенный расход арматуры.


В связи с этим сборные покрытия устраивают на временных автомобильных дорогах; на подъездах и внутренних путях карьеров, рудников, лесо- и торфоразработок; на участках с неблагоприятными гидрогеологическими условиями на площадках различного назначения.

Плиты сборных покрытий изготавливают размером от 1 до 12 м
, толщиной 12...18 см со сплошной и решетчатой опорной поверхностью и расходом арматуры 3...16 кг/м. Обычно изготавливают плиты размером 2х4 и 2х6м.

Конструкция дорожной одежды со сборным покрытием состоит из бетонных плит, выравнивающего слоя и основания. В качестве оснований применяют: щебеночные или гравийные толщиной 20...22 см; грунтовые, укрепленные цементом или битумом, толщиной 18...20 см; шлаковые и из других материалов.

Выравнивающий слой служит для выравнивания смежных плит при монтаже и создании контакта между основанием и всей нижней поверхностью плиты. В качестве выравнивающего слоя применяют пескоцементную смесь толщиной 4...5 см или песок, обработанный битумом, толщиной 3...4 см.

Сборные покрытия могут быть сплошные и колейные. Поперечные профили дорожных одежд со сборным покрытием изображены на рис. 5.6.



Рис. 5.6. Поперечные профили сплошного (а) и колейного (б) дорожного покрытия из бетонных плит


Сборным покрытиям придают поперечный уклон 20...30
. Продольный уклон не должен превышать 60.

Основными технологическими процессами при строительстве сборных покрытий из готовых железобетонных плит являются: транспортировка, складирование и укладка плит, сварка и омоноличивание стыков и швов.

Доставляют плиты с полигонов железобетонных изделий или цементобетонных заводов автомобилями или трейлерами. Погрузку и разгрузку осуществляют автомобильными кранами соответствующей грузоподъемности; при этом плиты складируют в штабели, равномерно располагаемые вдоль дороги. Прогрессивным способом считается монтаж с колес.

Основание дороги строится заранее. Для большей ровности целесообразно устраивать его в рельс-формах или опалубке, установленной по отметкам.

Материал для выравнивающего слоя разгружают непосредственно на основание, разравнивают и профилируют автогрейдером; окончательное профилирование производят профилировщиком. При использовании в качестве выравнивающего слоя пескоцементной смеси (с добавкой на 1 м
песка 170 кг цемента) следует ее изготавливать и укладывать без добавления воды. Через 8...10 часов сухая смесь начинает твердеть, конденсируя парообразную влагу из воздуха.

На подготовленный (рис. 5.7) выравнивающий слой укладывают плиты, выполнив предварительно разбивочные работы.


Рис. 5.7. Технологическая схема производства работ по устройству
сборного покрытия из железобетонных плит


Укладка плит состоит из следующих операций:

1) крюки четырехплетевого захвата продевают в монтажные плети плиты;

2) плиту поднимают и переносят на точку укладки;

3) вывесив плиту над местом укладки, медленно опускают ее, корректируя при этом положение плиты;
4) при стыковке плит производят контроль продольного и поперечного швов с помощью ломиков-шаблонов, имеющих диаметр 15 мм;
5) если превышение между соседними плитами не превышает 5 мм, вынимают крюки из петель и приступают к укладке следующей плиты.

Если превышение составит более 5 мм, плиту поднимают, отводят в сторону и гладилками снимают избыток материала выравнивающего слоя, после чего плиту укладывают снова. Наиболее распространенный способ укладки - от себя (рис. 5.7).

После укладки плит на участке длиной 40...60 м производят вибропросадку плит, для чего применяют виброустановку, включающую 5 мощных виброплит, которые в течение 30...40 с обеспечивают плотный контакт плиты с основанием. После вибропросадки разность отметок смежных плит не должна превышать 3 мм.

Важным технологическим процессом является сварка стыковых соединений, перед которой сначала стыковые скобы очищают от грязи, масла и ржавчины. Если скобы расположены близко друг к другу, их сваривают одним швом, если расстояние между ними превышает 4 мм, - их сваривают через дополнительный стержень. После сварки стык заполняют бетонной смесью, а швы между плитами - битумной мастикой.

Main | Contents | Introducing | Paragraph 1.1 | Paragraph 1.2 | Paragraph 1.3 | Paragraph 1.4 | Paragraph 1.5 | Paragraph 1.6 | Paragraph 1.7 | Paragraph 1.8 | Paragraph 1.9 | Paragraph 1.10 | Paragraph 1.11 | Paragraph 1.12 | Paragraph 2.1 | Paragraph 2.2 | Paragraph 2.3 | Paragraph 2.4 | Paragraph 2.5 | Paragraph 2.6 | Paragraph 2.7 | Paragraph 3.1 | Paragraph 3.2 | Paragraph 3.2.1 | Paragraph 3.2.2 | Paragraph 3.2.3 | Paragraph 3.2.4 | Paragraph 3.3 | Paragraph 3.4.1 | Paragraph 3.4.2 | Paragraph 3.5 | Paragraph 4.1 | Paragraph 4.2.1 | Paragraph 4.2.2 | Paragraph 4.3.1 | Paragraph 4.3.2 | Paragraph 4.3.3 | Paragraph 4.4.1 | Paragraph 4.4.2 | Paragraph 4.4.3 | Paragraph 4.4.4 | Paragraph 5.1 | Paragraph 5.2.1 | Paragraph 5.2.2 | Paragraph 5.3.1 | Paragraph 5.3.2 | Paragraph 5.4.1 | Paragraph 5.5 | Paragraph 5.6 | Paragraph 6.1.1 | Paragraph 6.1.2 | Paragraph 6.2.1 | Paragraph 6.2.2 | Literature | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Hosted by uCoz