Главное меню:
Представленный материал предназначен для изучения в высших учебных заведениях дисциплины «Технология дорожного строительства» студентами специальности 1-36 11 01 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование».
Целью изучения данной дисциплины является ознакомление с основными элементами автомобильной дороги и основами строительства оснований и покрытий - от возведения земляного полотна до устройства дорожных одежд различных типов.
Автомобильная дорога - это комплекс линейных и сосредоточенных транспортных сооружений с технико-экономическими параметрами, обеспечивающими безопасные и экономичные условия движения транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками круглый год в течение заданного периода эксплуатации.
Протяженность автомобильных дорог в Республике Беларусь в настоящее время составляет более 70 000 км, в том числе дорог с твердым покрытием - 15 400 км, местных - 55 000 км. Среднесуточная интенсивность движения на республиканских магистралях составляет 1 500...12 000 авт./сут, на основных дорогах - 1 000...4 000 авт./сут. Количество легкового транспорта в составе потока колеблется от 40 до 85 %. На транзитных маршрутах доля автопоездов находится в пределах 5...35 %, а всего по дорогам республики в год проходит до 700 000 автопоездов.
Цели и задачи развития сети автомобильных дорог сформулированы в Государственной программе «Дороги Беларуси на 1997-2005 гг.». В программе определены основные приоритеты развития сети:
1) содержание сети автомобильных дорог и поддержание ее надежности на уровне современных требований;
2) обеспечение устойчивыми транспортными связями 10 500 населенных пунктов, в которых проживает 500 тыс. человек, путем ликвидации грунтовых участков местных дорог;
3) улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог и, в первую очередь, повышение надежности дорожных покрытий;
4) реконструкция наиболее грузонапряженных участков дорог, строительство объездов городов.
Прежде чем изучать вопросы строительства, необходимо ознакомиться с основными элементами автомобильной дороги, ее конструкцией в поперечном разрезе, с продольным профилем, а также с планом в горизонталях.
Дорожная конструкция - это система, включающая дорожную одежду и земляное полотно. Дорожная одежда представляет собой многослойную конструкцию, предназначенную для перераспределения давления на грунт от действия транспортной нагрузки. Прочность материала дорожной одежды постепенно снижается по мере удаления от поверхности дорожного полотна.
В конструкции дорожной одежды различают следующие слои:
1) покрытие;
2) основание;
3) дополнительный (подстилающий) слой.
Эти части дорожной одежды, в свою очередь, могут состоять из одного или нескольких слоев различных материалов.
Земляное полотно - это дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Земляное полотно строят в виде насыпей или выемок из грунтов, удовлетворяющих требованиям прочности, плотности, фильтрации.
Дорожное основание представляет собой несущую часть дорожной одежды, которая вместе с покрытием обеспечивает распределение и передачу нагрузки на грунт земляного полотна.
Дорожное покрытие - это верхний, наиболее прочный слой дорожной одежды, воспринимающий непосредственное воздействие нагрузки, атмосферных факторов и определяющий основные транс-портно-эксплуатационные качества дороги. Его устраивают одно-, двух- или трехслойным. Покрытия могут относиться к низшему, облегченному, переходному и капитальному типам. Покрытие низшего типа устраивают из грунтов, улучшенных добавками гравия, шлака. Покрытие переходного типа устраивают из щебеночного или гравийного материала, а также из грунтов, укрепленных вяжущими веществами. Облегченное покрытие устраивают из асфальтобетонных смесей, смесей на основе эмульсий, слоев по методу пропитки и смешения на месте. Покрытия капитального типа устраивают из цементобетона и горячего асфальтобетона.
При дорожном строительстве тесно взаимосвязаны технология производства и организация работ. Технология производства отражает способы, приемы и последовательность выполнения технологического процесса. Организация работ представляет собой увязку всех имеющихся ресурсов во времени. Дорожное строительство объединяет комплекс всех видов работ, выполняемых при строительстве автомобильных дорог, мостовых и других инженерных сооружений, дорожных линейных зданий.
В соответствии с рассмотренными общими терминами и положениями можно дать определение технологии дорожного строительства как раздела науки о механических, химических и других способах и процессах обработки материалов и изделий (технологических процессах), в результате которых создаются отдельные элементы дороги и сама дорога в целом. Решение проблем технологии строительства дорог возможно на основе широкого использования современных дорожно-строительных машин, которые могут обеспечивать высокие темпы и качество работ при наименьшей стоимости.
Представленный материал ориентирован на программу курса по специальности 1-36 11 01 и соответствует требованиям к изучению дисциплины «Технология дорожного строительства».